Как увеличить долговечность двигателя?

У двигателя любого автомобиля есть срок службы или ресурс. На его величину влияет множество факторов, начиная от качества сборки и заканчивая свойствами используемой смазки и топлива. Хорошая новость заключается в том, чт на бОльшую часть этих аспектов водитель влияет напрямую. В этой статье АВТОМАГ рассказывает о том, как можно увеличить срок службы двигателя и продлить жизнь своему транспортному средству. Поехали!

Содержание статьи

Что такое ресурс двигателя?

Как вы можете продлить ресурс двигателя?

   Система охлаждения

   Система смазки

   Фильтры

   Электронная система управления ДВС

   Несколько слов о прогреве двигателя

Резюме

Что такое ресурс двигателя?

Перед тем, как переходить к советам, давайте разберемся со сроком службы силового агрегата. Это не фиксированный промежуток времени, после которого ДВС мгновенно ломается. Под ресурсом мотора принято понимать продолжительность работы силового агрегата до момента, когда ему потребуется капитальный ремонт и замена износившихся частей. Важно помнить, что фактические показатели ДВС могут снизиться значительно раньше.

Если вы заметили, что

  • снизилась мощность двигателя;
  • увеличилось потребление масла и/или топлива;
  • снизилась тяга при запуске двигателя;

Вам стоит запланировать внеочередное техническое обслуживание авто, а возможно и капитальный ремонт мотора. Откладывать эту задачу в долгий ящик не стоит — из-за проблем двигатель может просто не завестись в нужный момент.

Как вы можете продлить ресурс двигателя?

Существует целый комплекс мер, которые вы можете принять для этого. В большинстве своем они универсальны, то есть подойдут для любого автомобиля. Тем не менее, мы также рекомендуем обратиться к инструкции, которую предоставляет производитель. В ней могут быть указаны дополнительные советы, которые помогут увеличить срок службы двигателя.

На ресурс мотора напрямую влияет состояние его элементов, а также используемых горюче-смазочных материалов. Далее мы дадим рекомендации для каждой системы в отдельности.

Система охлаждения

Она отвечает за поддержание необходимой температуры двигателя и защищает от перегрева. Работа системы охлаждения особенно важна в летнюю жару, когда двигатель функционирует при слишком высоких нагрузках в течение длительного времени.

Система охлаждения включает в себя несколько элементов, но чаще всего автовладельцу приходится взаимодействовать с антифризом (охлаждающей жидкостью). Ее необходимо заменять не реже 1 раза в 2 года. В противном случае свойства охлаждения ухудшаются и двигатель может перегреться даже на стандартных нагрузках.

Второй очень важный момент — уровень охлаждающей жидкости в системе. Если он опускается до критически низких значений, то на приборной панели загорается соответствующий индикатор. Помните, что такой уровень охлаждающей жидкости уже представляет опасность для двигателя. Лучше не ждать сигнала и менять охлаждающую жидкость заранее.

Не менее важный момент — качество антифриза. Если вы не заменяете охлаждающую жидкость дольше положенного срока, ее характеристики могут ухудшиться. Это касается не только теплообмена, но и антикоррозийных свойств незамерзайки. Дело в том, что антифриз защищает металлические элементы системы охлаждения от ржавчины. Отработанная охлаждающая жидкость может привести к коррозии и образованию осадка, который со временем закупорит каналы. В итоге двигатель будет быстро перегреваться, а системе охлаждения потребуется промывка. О том, как сделать ее правильно, мы уже писали в другой статье.

Промывка системы охлаждения также может потребоваться, если вы

  • купили контрафактную охлаждающую жидкость, которой достаточно много на рынке;
  • смешали в системе охлаждения антифризы с разным составом;
  • при низком уровне охлаждающей жидкости залили в систему дистиллированную воду. Она не может заменить собой антифриз и ухудшает свойства состава.

Контролировать уровень охлаждающей жидкости и ее качество необходимо постоянно. Если вы видите, что антифриз в системе охлаждения изменил свой цвет, помутнел, а в нем появились следы ржавчины, стоит заменить состав. Покупать охлаждающую жидкость стоит только в крупных магазинах. В противном случае вы рискуете приобрести некачественный продукт, который может испортить систему охлаждения.

Если вы не знаете, какая охлаждающая жидкость из представленных на рынке лучше, почитайте нашу статью на эту тему. Она поможет вам сделать правильный выбор.

Система смазки

Она отвечает за подачу моторного масла к движущимся деталям двигателя. За счет этого снижается трение и предотвращается повреждение деталей. Без моторного масла двигатель может работать не более 20 минут, после чего его просто заклинит. Разумеется, запускать ДВС без ГСМ контрпродуктивно. Однако в работе системы смазки есть еще несколько важных нюансов:

  1. Периодическая замена моторного масла. От типа смазочных материалов зависит срок их службы. В большинстве случаев он определяется пробегом авто и составляет 9 000 — 10 000 км. Стоит помнить, что даже дорогие синтетические составы, купленные в фирменном магазине, теряют свои свойства с течением времени. Менять моторное масло следует уже после 1 года, даже если автомобиль используется редко. В противном случае его эффективность будет снижаться.
  2. Если вы нарушили рекомендации по сроку службы и замены масла или заметили в системе смазки отложения и следы ржавчины, стоит задуматься о ее промывке. О том, как это сделать, вы можете прочитать в статье на нашем сайте. Вы можете использовать специальные промывочные составы, которые нужно слить после очистки. В загрязненной системе часто происходят утечки масла.
  3. Типы смазочных материалов. Наиболее современными составами считаются синтетические составы. Они надежно защищают элементы двигателя автомобиля, на долгое время сохраняют эффективность. Существуют также полусинтетические и минеральные моторные масла. Они более доступны, но по своим характеристикам уступают синтетическим. Лучше всего использовать те составы, которые рекомендованы производителем авто. Эту информацию можно найти в инструкции или в интернете. Важно помнить, что моторные масла разного типа нельзя смешивать. Их составы несовместимы, поэтому при контакте они могут образовать осадок и потерять свои защитные свойства.
  4. Срок службы моторного масла зависит от того, как используется автомобиль. Если двигатель автомобиля часто работает на предельных мощностях, то заливать новые смазочные материалы требуется чаще. Внимание стоит обратить тем водителям, которые часто ездят по бездорожью, долго стоят в пробках, эксплуатируют авто в пыльных условиях. В этих случаях срок замены масла стоит уменьшить. Также стоит чаще проверять состояние системы смазки двигателя на предмет наличия утечек масла.
  5. Тип моторного масла должен соответствовать погоде. В маркировке каждого типа смазочных материалов указано, на какой диапазон температур он рассчитан. О том, как правильно подбирать моторные масла, читайте в отдельной статье. Важно отметить, что если вы живете или часто используете автомобиль в регионе, где летом и зимой наблюдаются сильные перепады температур, заливайте смазочные материалы, подходящие по требованиям.
  6. Важно поддерживать уровень масла в системе. Если он окажется ниже рекомендуемого, мотор будет под угрозой. Уровень масла легко контролировать, поэтому не забывайте проверять его. Он обязательно должен быть выше минимальных показателей.

Фильтры

На техническое состояние силового агрегата напрямую влияет качество масляных, воздушных и топливных фильтров. Их основная функция — защита различные систем автомобиля от грязи, пыли и других загрязнений. Без фильтров работа двигателя быстро станет невозможной. «Сопутствующим ущербом» можно назвать увеличенный расход топлива, снижение мощности силового агрегата, более высокая токсичность выхлопных газов.

  • воздушный фильтр. Он обеспечивает поступление и очистку кислорода в топливо. Если воздушный фильтр изношен и засорен, поток резко падает. В результате начинается сгорание обогащенной горючим смеси. Расход топлива увеличивается, а мощность силовой установки, напротив, падает. Кроме того, выхлопные газы у автомобиля становятся более токсичными. В среднем воздушный фильтр рекомендуют заменять после 13 000 — 15 000 километров пробега. Если автомобиль используется в пыльных условиях, то делать это рекомендуется чаще. Помните, что покупать воздушный фильтр следует только в сертифицированных магазинах. В противном случае вам могут продать некачественный продукт;
  • топливный фильтр. Он обеспечивает поступление горючего к силовому агрегату. Соответственно, если топливный фильтр засоряется, то двигатель не может получить достаточно ГСМ для работы на необходимой мощности. Если проблему не решить, приток топлива может полностью прекратиться. Соответственно, мотор просто не заведется. Менять топливный фильтр нужно реже, чем воздушный. Делать это нужно через каждые 25 000 — 30 000 километров пробега. Если же вы используете авто с дизельным двигателем, то интервал замены топливного фильтра сокращается до 10 000 километров;
  • масляные фильтры. Они очищают моторное масло от механических примесей. Без них смазочные материалы быстро теряют свои защитные свойства. В системе смазки установлено два вида фильтров: для грубой и тонкой очистки. Первый захватывает крупные механические частицы и сгустки, второй — более мелкие примеси. Они удаляются при открытии сливного отверстия. Фильтры устанавливаются вместе и изнашиваются равномерно. Менять их рекомендуется вместе с маслом, то есть каждый 10 000 километров пробега.

Электронная система управления ДВС

Она представляет собой «мозг» силового агрегата и контролирует его работу. Основной проблемой, с которой сталкиваются автомобилисты, можно считать выход из строя датчиков ЭСУД. Если сбой серьезный, на приборной панели загорается Check. В некоторых случаях этого не происходит, но проблему легко заметить по «поведению» двигателя: могут начаться сбои, падение мощности. Все эти факторы не только мешают комфортному вождению, но и сокращают ресурс ДВС.

Еще один потенциальный источник проблем — электронный блок управления (ЭБУ). Сложности с ним возникают не так часто, но устранять все поломки приходится в СТО. В «зоне риска» находятся прежде всего водители, которые изменяют заводскую конфигурацию ЭБУ, например, делают чип-тюнинг, перепрошивку, коррекцию топливных карт и так далее.

Несколько слов о прогреве двигателя

В эпоху карбюраторных авто эта мера была обязательной. Без нее эксплуатировать ТС было крайне сложно, причем в любое время года. Когда инжекторные автомобили вытеснили карбюраторные с рынка, ситуация изменилась. Так как работой ДВС теперь управляет электроника, а топливо подается равномерно, силовая установка может функционировать нормально вне зависимости от температуры. В инструкциях к современным автомобилям указывается, что прогревать двигатель на холостом ходу не требуется. Так ли это на самом деле?

На практике ситуация несколько отличается от описанной в инструкции. Двигатель любого автомобиля всегда проектируется для эксплуатации в условиях рабочих температур. Проблема состоит в том, что некоторые элементы мотора нагреваются медленнее, чем другие. Из-за этого увеличивать нагрузку на ДВС не следует без незначительного прогрева, особенно при наступлении холодов. С другой стороны, работа на холостом ходу также является тяжелой для двигателя.

В данном случае стоит выбрать компромисс: незначительный прогрев перед началом движения. Достаточно дать двигателю поработать на холостом ходу несколько минут, пока стрелка на указателе температуры ОЖ не начнет подниматься. После этого можно начинать движение и продолжать езду в оптимальном режиме.

Резюме

Мы перечислили основные рекомендации, которые помогут вам продлить срок служба двигателя. Если вы будете внимательно относится к своему авто и поддерживать оптимальный режим езды, ваше ТС будет реже требовать капитального ремонта.

Помните, что даже если вы следуете всем советам, проблемы с ДВС не исключены. Заметить их не всегда легко, особенно на ранних этапах.

Лучший способ обнаружить и устранить проблемы с ДВС, а значит и повысить его ресурс — своевременно проводить диагностику двигателя автомобиля в СТО. Если ваш автомобиль «моложе» 7 лет, обращаться в сервис нужно не реже 1 раза в 2 года. Если же ваше ТС старше, то частота необходимого периодического технического обслуживания повышается до 1 раза в год.

Другие статьи
Во многих случаях течь АКПП через сальники можно устранить без механического ремонта с помощью герметика. Рассказываем, как он работает, и когда его нужно использовать для профилактики.
Течет ГУР? Герметик гидроусилителя руля AGA753T устраняет течь через сальники без механического ремонта.
Рассказываем, что можно долить в систему охлаждения в экстренной ситуации, и в каких случаях пригодится герметик радиатора.
Каждому автолюбителю время от времени приходится устранять загрязнения с поверхностей снаружи автомобиля или в его салоне. Чтобы делать это эффективно и легко, ZiPOWER предлагает салфетки из микрофибры и искусственной замши.
Спойлер: придется мыть, если морозы часто сменяются оттепелями, а вы не успели как следует подготовить автомобиль к зимнему сезону.
Мы используем файлы cookie.