Почему портится моторное масло?

Не будем начинать статью с банальных утверждений о том, что моторное масло важно для двигателя. Это база, с которой знаком каждый владелец автомобиля. В этой статье мы рассмотрим более серьезную проблему, а именно замену моторного масла и причины, по которым оно теряет свою эффективность с течением времени. Поехали!

Содержание

Почему портится моторное масло?

   Какие функции выполняет моторное масло в двигателе?

   От чего портится моторное масло?

   Что меняется в смазочных материалах?

      Высокие температуры

      Картерные газы

      Попадание топлива

      Загрязнения

   Резюме

Какие функции выполняет моторное масло в двигателе?

Возможностей и смазочных материалов достаточно много. Их первая и главная функция — предотвращать трение элементов ДВС. В результате детали не перегреваются, не расширяются и не заклинивают. Если бы водителю удалось запустить двигатель без масла, ДВС мог бы проработать не более 20 минут даже на холостом ходу. Потом подвижные элементы просто заклинило бы. В результате ДВС потребовал бы капитального ремонта.

Особенно важно качественное масло для поршней и цилиндров силового агрегата. В исправном состоянии эти детали не касаются друг друга. Во время работы масло под давлением оказывается между поршнем и стенками цилиндра, предотвращая их трение. Поршневые кольца удаляют излишки смазочного материала, не давая ему вытекать. На стенках цилиндров остается только тонкая пленка, которая не будет подвергаться воздействию высоких температур. Она, напротив, отводит тепло от поршня.

В некоторых моторах также устанавливаются масляные форсунки. Они льют масло на днище поршня и охлаждают его напрямую.

От чего портится моторное масло?

Как и другие расходные материалы, оно имеет определенный срок годности. Ресурс масла указывается одновременно в двух величинах:

  • в километрах пробега. Обычно производители указывают значение от 9 000 километров до 16 тысяч километров;
  • во времени эксплуатации. Отработанное масло рекомендуется менять ежегодно, даже если вы не слишком часто используете автомобиль.

Ресурс смазочного материала зависит от его типа, а также от условий эксплуатации автомобиля. О том, как правильно выбрать моторное масло, вы можете прочитать в других статьях в нашем блоге.

Что меняется в смазочных материалах?

Моторное масло состоит из основы и пакета присадок. Последние играют ключевую роль: они имеют противозадирные свойства, поддерживают необходимую вязкость состава, защищают элементы двигателя от коррозии, не дают образовываться осадку. Именно присадки «изнашиваются», то есть используются в процессе эксплуатации авто. Со временем их эффективность снижается, а под воздействием кислот ухудшаются и свойства основы.

Вне зависимости от того, какое масло вы используете, есть несколько факторов, которые оказывают на него негативное влияние. Вместе с этим падает срок службы расходного материала, а его замена становится все более актуальной задачей. К числу таких факторов относятся

Высокие температуры

Масло рассчитано с учетом условий, в которых оно используется. Даже в моторах, которые нельзя отнести к высоконагруженным, его температура может достигать 150 ℃. Второй фактор — открытое пламя, то есть вспышка рабочей смеси при зажигании. Масло не поддерживает горение, так как из-за высокой теплопроводности отводит тепло к блоку цилиндров. В зависимости от двигателя температура расходника может достигать 300 ℃.

При слишком сильном нагреве масло начинает терять свои свойства. Его основа испаряется, образуя при этом лаковые отложения и нагар. Присадки могут замедлить процесс, но их ресурс со временем также уменьшается.

Высокие температуры можно считать основной причиной деградации масла. Этот процесс протекает постоянно и становится более серьезным с течением времени:

Когда свойства масла ухудшаются, оно менее эффективно охлаждает элементы двигателя

Рабочая температура ДВС увеличивается

Возрастает нагрузка на мотор

Из-за более высокой температуры масло теряет свои свойства быстрее

Эта схема актуальна для всех двигателей внутреннего сгорания. Даже если ДВС работает без нареканий, он приводит к «износу» смазочных материалов. Если же двигатель функционирует неправильно, а система его охлаждения не справляется со своими задачами, то ресурс масла может снизиться в несколько раз.

Температура масла зависит не только от исправности ДВС, но и от его типа. Например, на более коротких Т-образных поршнях компрессионные кольца находятся в области с более высокой температурой. В итоге моторное масло в них нагревается сильнее, за счет чего ускоряется и его износ.

Несколько лет назад в интернете стала появляться информация о «масляной чуме». Смазочные материалы в исправном двигателе сворачивались и превращались в черную жижу. Если водитель не мог обнаружить проблему вовремя (а срок в данном случае был минимальным — всего несколько часов), ему приходилось отправляться в СТО и платить достаточно серьезные суммы за капитальный ремонт силовой установки.

Одной из причин «масляной чумы» был признан перегрев смазочного материала. Поэтому, если вы не хотите платить за внеочередное ТО и ремонт двигателя, обращайте внимание на температурные показатели во время езды.

Картерные газы

Эта проблема также актуальна для всех автомобилей. Газы, которые возникают в результате сгорания топлива, проникают через уплотнения поршней. Они несут в себе множество кислот и сложных соединений. Перед тем, как попасть в зону выхлопа, они проходят многоступенчатую фильтрацию и очистку. В картере же эта смесь наиболее агрессивна. Химия контактирует с «масляным туманом», то есть с распыленными частицами смазочного материала. В результате продукты распада от сгорания топлива попадают в моторное масло и ухудшают его свойства.

Мы уже отметили, что картерные газы образуют кислоты: серную, сернистую, азотную и азотистую. Чтобы им противодействовать, основу моторного масла делают щелочной. Как известно, щелочи и кислоты нейтрализуют друг друга. Это помогает смазочному материалу защищать двигатель и предохранять от распада присадки. У масла есть отдельная характеристика, которая показывает, насколько эффективно состав нейтрализует кислоты — TBN (Total base number) или щелочное число.

Можно было бы предположить, что чем выше указанное значение, тем дольше прослужит масло. Долгое время так и было. Масла для тяжелонагруженных двигателей имели щелочное число до 16 единиц, а продукты для легковых авто — в диапазоне от 8 до 11.

Ситуация изменилась с введением новые стандартов: Евро-5 и Евро-6. Сегодня им должны соответствовать все автомобили, которые выпускаются в странах ЕС и под европейскими брендами. Если в них используется топливо, подходящее под новые стандарты, то картерные газы в них значительно менее токсичные. В этом случае автовладелец может использовать малозольные масла. У таких составов щелочное число достаточно низкое, а количество противозадирных и стабилизирующих присадок снижено. В новых двигателях такое масло может работать долго и полностью сохранять свою эффективность. Использовать состав в старых моторах нежелательно. Он будет быстро терять свои защитные свойства, а меня его придется чаще, чем более дешевые смазочные материалы с высоким TBN.

Отрицательно на окисление масла влияют проблемы в работе системы вентиляции картера, повышение рабочих температур, износ поршневых колец и частая работа на ХХ, например, во время ожидания в пробках.

Попадание топлива

Эта проблема не часто становится актуальной, но упомянуть ее стоит. Бензин часто попадает в масляный картер, но его количество мало и не может повлиять на состав смазочного материала. Ситуация становится более серьезной при длительных попытках завести холодный ДВС без предварительного прогрева. В этом случае в масляный картер может попасть до 1 литра топлива. Тем не менее, ситуация все равно не станет критичной: обычно бензин полностью испаряется до того, как масло наберет рабочую температуру.

В современных моторах, однако, проблема с попаданием топлива становится более серьезной. Так как современные ДВС не требуют предварительного прогрева, им часто пренебрегают. В итоге двигатель не всегда успевает выйти на рабочую температуру даже во время поездки. Если в моторе предусмотрен непосредственный впрыск топлива, то поводов для попадания топлива в масло становится еще больше. Дело в том, что ТНВД пропускает бензин, причем достаточно часто. В результате в мало может быстро попасть большое количество топлива.

Такая проблема чаще всего возникает в холодное время года при периодических неудачных холодных запусках двигателя. Если бензин не успевает полностью испаряться, то масло не успевает набрать необходимую вязкость до достижения порога температуры. Если в этом случае на смазочный материал воздействуют различные топливные присадки, его характеристики начинают ухудшаться. Многое зависит и от самого бензина. Некачественное топливо вредит маслу в большей степени.

Загрязнения

В процессе работы изношенные присадки в масле образуют осадок. К нему постепенно добавляются продукты износа мотора, который теряет защиту. Эти загрязнения не только снижают проходимость каналов системы смазки, но и негативно влияют на само масло.

В современных двигателях предусмотрена система очистки, которая должна выводить мелкие и крупные частицы из масла. Она включает в себя два вида фильтров: для жесткой и для тонкой очистки. Первый удаляет крупные загрязнения, второй — небольшие элементы. Для эффективной работы оба фильтра должны быть чистыми, поэтому их нужно регулярно менять. Важно помнить, что через систему очистки проходит не все масло, а только его часть. В результате загрязнения постепенно скапливаются в системе и негативно влияют на качество смазочного материала. Масляные фильтры также забиваются и требуют замены.

Резюме

На большинство факторов, перечисленных в данной статье, владелец авто не может повлиять напрямую. Это значит, что на срок службы масла влияет в первую очередь его качество. Если вы используете фирменные смазочные материалы, рекомендованные производителем авто, риск возникновения проблем остается минимальным. Помочь увеличить ресурс масла могут

  • поддержание оптимального режима езды;
  • использование качественного топлива;
  • своевременное устранение проблем с двигателем;
  • регулярное прохождение ТО.
Другие статьи
Во многих случаях течь АКПП через сальники можно устранить без механического ремонта с помощью герметика. Рассказываем, как он работает, и когда его нужно использовать для профилактики.
Течет ГУР? Герметик гидроусилителя руля AGA753T устраняет течь через сальники без механического ремонта.
Рассказываем, что можно долить в систему охлаждения в экстренной ситуации, и в каких случаях пригодится герметик радиатора.
Каждому автолюбителю время от времени приходится устранять загрязнения с поверхностей снаружи автомобиля или в его салоне. Чтобы делать это эффективно и легко, ZiPOWER предлагает салфетки из микрофибры и искусственной замши.
Спойлер: придется мыть, если морозы часто сменяются оттепелями, а вы не успели как следует подготовить автомобиль к зимнему сезону.
Мы используем файлы cookie.