Когда и почему нужно перейти на летнюю резину?

Переход на летнюю резину у многих ассоциируется с дополнительными тратами: нужно ехать в шиномонтаж и платить за установку новых покрышек. Некоторые автомобилисты порой «забывают» о то, что пришла пора «переобуться» или до последнего откладывают этот момент. В этой статье АВТОМАГ рассказывает о том, как и когда по техрегламенту нужно переходить на летнюю резину, а также отвечает на некоторые популярные вопросы наших читателей. Поехали!

Зачем нужно менять зимние шины на летние и наоборот?

Дело здесь не только в требовании техрегламента, хотя оно, безусловно, способствует своевременной «переобувке». В первую очередь менять резину на летнюю по мере приближения теплого времени года нужно для того, чтобы обеспечить безопасное вождение. Компромиссов в этом вопросе нет и не может быть. Дело в том, что летние и зимние шины создаются с учетом специфических условий и решают конкретные задачи. Они отличаются не только названием, но и множеством других характеристик, включая компаунд. Если использовать не подходящие по сезону шины, то необходимого сцепления транспортного средства с дорогой не будет, а значит любая поездка может закончиться аварией. Более подробно об этом мы расскажем далее.

При этом в обществе всегда найдутся водители, которые

  • забывают о необходимости заменить шины или откладывают визит в шиномонтаж до последнего;
  • намеренно отказываются «переобуваться», полагая, что если они будут «ездить аккуратно», то ничего плохого не случится;
  • считают, что техрегламенты и разделение шин на летние и зимние придумано «коварными маркетологами», чтобы собрать побольше денег с водителей.

Поэтому перейдем к рассказу о том, чем грозит отказ от «переобувки».

Когда нужно менять шины на летние в 2022 году по техрегламенту?

Единого правового акта, в котором указывались бы точные сроки замены зимней резины, нет. Однако это не значит, что «переобуваться» не обязательно. Соответствующие нормы можно найти

  • в техрегламенте ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
  • в Постановлении Правительства № 1008 от 5.12.2011. В нем содержится информация о том, каким требованиям (в том числе и по сезонности) должны соответствовать шины, чтобы владелец ТС мог успешно пройти техосмотр;
  • в «перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». В нем указано, при каких дефектах шин нельзя использовать машину;
  • в локальных правовых актах.

Наконец, нельзя забывать КоАП РФ, в 12 главе которого указана ответственность за нарушение правил эксплуатации автомобиля.

Если говорить о замене зимней резины, то можно сослаться на техрегламент ТР ТС 018/2011, приложение №8, пункт 5.5. Согласно ему в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) обязательно ездить на зимних шинах. На них должна присутствовать соответствующая маркировка M+S или значок снежинки. В этом же разделе техрегламента говорится о том, что в летние месяцы (июнь, июль, август) нельзя ездить на покрышках и шипами.

Из этого можно сделать 2 вывода:

  1. До 31 мая нужно снять резину с шипами.
  2. До 30 ноября необходимо перейти с летних покрышек на зимние.

Прямого запрета на использование зимней резины без шипов в жаркое время года нет. Ездить на ней можно совершенно законно.

В техрегламенте содержится еще одно важное уточнение: власти регионов вправе корректировать указанные в нем сроки. Указанные выше даты верны для Москвы. Однако легко понять, что в Магадане холода длятся намного дольше, чем в Санкт-Петербурге, поэтому сроки замены зимней резины могут отличаться достаточно сильно. Это важно учитывать, если вы планируете поездку по России.

Чтобы узнать актуальные рекомендации по замене летней и зимней резины, изучите сайты администрации и дорожной службы. Данные на 2022 год должны быть размещены там.

Когда менять зимние шины на летние по погоде?

Указанные в техрегламенте даты можно рассматривать как крайние сроки для визита в шиномонтаж. На практике же внимательные водители «переобуваются» гораздо раньше. Однако есть и те, кто одевает летнюю резину еще в начале-середине марта, когда на дорогах нередко лежит снег, а ночные температуры уходят в отрицательную зону. Специалисты АВТОМАГа рекомендуют соблюдать умеренность и планировать визит в шиномонтаж в зависимости от погоды.

  1. Можно надевать летние покрышки после полного схода обледенелого и заснеженного покрытия с дорог. Предварительно лучше изучить прогноз погоды, чтобы внезапное похолодание не застало врасплох.
  2. Надежным показателем того, что пора «переобуваться», можно считать повышение температуры до 5-7 ℃ примерно на 1-2 недели.
  3. Ориентироваться можно и по времени. В средней полосе России «переобуваться» обычно можно в середине-конце апреля. Если вы живете в южных районах, то планировать замену зимних шин можно уже в марте. Для жителей северных регионов период может наступить позже, например, в мае. Главное — снять шипы до июня.

В чем отличие летних шин от зимних?

Разница между сезонными покрышками значительна. Отличия заключаются как во внешнем виде шин, так и в составе материала, из которого они изготовлены (компаунда).

Начнем с первого пункта

Внешние различия

Первое и наиболее заметное отличие — рисунок протектора.

Зимние

Летние

Вариантов протектора два:

  • европейский, который подходит для мягкой зимы. Из-за своей формы известен как «елочка»;
  • скандинавский. Предназначен для езды по снегу и наледи. Рисунок состоит из крупных прямоугольных блоков.

На зимних покрышках могут быть предусмотрены шипы или отверстия для их установки.

Вариантов протектора много, но практически все они включают в себя одну или несколько продольных полос, которые представляют собой хорошую дренажную система для отвода воды из зоны контакта. Это позволяет лучше управлять машиной летом в период дождей.

Однако основные различия между летними и зимними шинами заключаются в особенностях состава компаунда и его свойствах.

Различия в компаунде

Зимние

Летние

  • резина более мягкая;
  • не застывает на морозе;
  • становится более эластичной при низких температурах;
  • обеспечивает сцепление даже при наледи на дороге;
  • не предназначена для высоких скоростей;
  • быстро изнашивается на жаре.
  • резина более жесткая;
  • застывает на морозе, не становится мягкой на жаре;
  • обеспечивает сцепление с сухой дорогой и отводит воду из зоны контакта;
  • выдерживает высокие скорости

Важно понимать, что летняя и зимняя резина предназначены для разных целей, поэтому не взаимозаменяемы.

Несколько слов о всесезонной резине

Некоторые водители предпочитают использовать такие шины вместо того, чтобы постоянно «переобуваться». Насколько это оправдано? Многое зависит от того, в каком регионе России используется автомобиль. Изначально всесезонные шины разрабатывались для американских водителей и были рассчитаны на достаточно мягкий климат. Использовать их в России можно, но следует помнить о некоторых ограничениях:

  1. Большинство всесезонных шин рассчитано на эксплуатацию в диапазоне от -7 до +20 ℃. Во многих регионах России температура зимой и летом выходит за эти пределы.
  2. Всесезонные шины обеспечивают менее качественное сцепление с дорогой в сравнении с летними и зимними вариантами в соответствующее время года. Это увеличивает шанс аварии на дороге.
  3. Летом из—за всесезонной резины увеличивается расход топлива. Дело в том, что такие покрышки менее жесткие, чем летние.
  4. Зимой же всесезонные шины часто пробуксовывают. Дело в том, что рисунок протектора не обеспечивает достаточного сцепления.
  5. Наконец, всесезонная резина обычно стоит дороже летних шин.

Почему нельзя ездить на зимних шинах летом?

Мы уже упоминали особо экономных водителей, которые стремятся как можно дольше не менять резину. Техрегламент этому вполне способствует: зимние шины летом напрямую не запрещены (кроме варианто с шипами), поэтому ГАИшников можно не бояться.

Такой подход можно назвать не только безответственным, но и опасным. Дело в том, что зимние шины в жаркое время года подвергаются тем факторам, от которых не защищены:

  1. Мягкий компаунд, из которого производят резину, не может обеспечить нормального сцепления с раскаленной дорогой. В результате страдает управляемость автомобиля, увеличивается тормозной путь. Вместе эти факторы — практически гарантированный рецепт ДТП.
  2. Протекторы зимних шин не рассчитаны на борьбу с аквапланированием, то есть не будут выводить воду из пятна контакта. В результате ездить в условиях мокрой дороги будет небезопасно.
  3. Зимние шины не рассчитаны на высокие скорости. О том, чтобы разогнаться до 100 км/ч на раскаленной трассе, стоит забыть. Покрышки просто не выдержат такой температуры.
  4. Повышенный износ. Зимняя резина плохо справляется с высокой температурой и другими летними «опасностями». В результате протектор будет быстро стираться. Если вы используете автомобиль постоянно, то зимние шины сотрутся за один сезон. К наступлению холодов их также придется менять, иначе штрафа не избежать. Кроме того, езда по льду и снегу на «лысых» покрышках будет откровенно опасным занятием.

Важно учесть еще кое-что: законодательство и техрегламент в России меняется, а предложения о введении наказания за шины, не подходящие по сезону, звучат уже не впервые. В этом случае сэкономить на «переобувке» точно не удастся, так как «забывчивых» водителей будут ждать штрафы.

Каким требованиям должна отвечать летняя резина?

Мы уже установили, что за использование зимней резины без шипов в жаркое время года штрафов не положено. Однако в техрегламенте содержится ряд аналогичных норм, которые обязательно соблюдать. Все они зафиксированы в «перечне неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств». Согласно этому документу

  1. Нельзя использовать шины с поврежденным протектором: при порезах, проколах и других дефектах. За это водителя могут оштрафовать, так как эти дефекты относятся к числу неисправностей автомобиля и делают вождение особо опасными.
  2. Нельзя использовать шины при серьезном износе протектора. Это правило техрегламента касается всех типов покрышек, однако требования к ним различаются. Минимальная глубина протектора для летней резины составляет 1,6 мм. Измерить ее можно подручными инструментами.
    Важно отметить, что глубина протектора должна соответствовать требованиям по всей площади. Помните об этом, если покрышки часто изнашиваются неравномерно.
  3. Нельзя использовать шины, не подходящие по диаметру, индексу скорости и грузоподъемности к автомобилю. Также можно получить штраф за то, что на одной оси установлены летние шины,а на другой — зимние.

Данное требование ТР ТС 018/2011 не учитывается при временной установке запасного колеса отличного типа.

За все перечисленные нарушения техрегламента по закону предусмотрено одно наказание — штраф размером 500 рублей. Эта цифра для многих не покажется серьезной, однако помните, что риск ДТП с учетом перечисленных нарушений вырастает в разы.

Резюме

  1. В жаркое время года формально нельзя использовать шипованную резину.
  2. По техрегламенту «переобуваться» нужно до 1 июня, но лучше делать это значительно раньше.
  3. Летние и зимние шины созданы для разных целей и не могут заменять друг друга. В «несезон» резина будет изнашиваться быстрее.
  4. Всесезонные шины можно использовать круглый год, но в большинстве ситуаций они проигрывают летним и зимним покрышкам.
  5. Обязательно проверяйте состояние своих шин перед тем, как надеть их на автомобиль.
Другие статьи
Во многих случаях течь АКПП через сальники можно устранить без механического ремонта с помощью герметика. Рассказываем, как он работает, и когда его нужно использовать для профилактики.
Течет ГУР? Герметик гидроусилителя руля AGA753T устраняет течь через сальники без механического ремонта.
Рассказываем, что можно долить в систему охлаждения в экстренной ситуации, и в каких случаях пригодится герметик радиатора.
Каждому автолюбителю время от времени приходится устранять загрязнения с поверхностей снаружи автомобиля или в его салоне. Чтобы делать это эффективно и легко, ZiPOWER предлагает салфетки из микрофибры и искусственной замши.
Спойлер: придется мыть, если морозы часто сменяются оттепелями, а вы не успели как следует подготовить автомобиль к зимнему сезону.
Мы используем файлы cookie.