Почему шины быстрее теряют свои свойства в летний сезон?

Летом практически все элементы автомобиля подвергаются повышенным нагрузкам. Это верно и для покрышек. Даже летние шины, разработанные с учетом более высокой температуры эксплуатации и особенностей дорожного покрытия, не всегда выдерживают это испытание. В этой статье АВТОМАГ рассказывает о том, от чего зависит износ протектора, как на него влияет время года и о том, как вы можете сделать вождение комфортным и безопасным даже в летнюю жару. Поехали!

Покупка новой летней резины: как часто она необходима?

Некоторые владельцы автомобилей (как правило с высоким достатком) покупают новые шины через 2-3 года. Их мотивация понятна: безопасность и комфортная езда стоят потраченных денег. Есть ли смысл в таких расходах? Не всегда. Обычно летние покрышки рассчитаны на 5 лет, но некоторые производители указывают более длительные сроки, до 10 лет. Получается, что менять резину реже просто нет смысла? Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно определиться с тем, что же такое «срок годности» в плане покрышек.

Начнем с того, что этот показатель регулируется на законодательном уровне. Согласно ГОСТу 4754-97, срок службы летних шин не может быть меньше 5 лет. В течение этого срока резина должна полностью сохранять свои основные характеристики и не доставлять сложностей на дорогах, разумеется, при условии правильной эксплуатации. Если компания-производитель уверена, что ее продукция будет соответствовать заявленным параметрам дольше, указывают более длительные периоды.

Значит ли это, что спустя 5 лет после покупки нужно обязательно покупать новую резину? Нет, но в этом случае вы принимаете на себя все возникающие риски. Помните, что характеристики шин ухудшаются в процессе старения и незаметно для водителя. Заметить момент, когда некачественная резина начнет создавать угрозу безопасности движения, часто бывает сложно. Со временем шины изнашиваются, в результате чего

  • ухудшается их сцепление с дорогой;
  • снижается прочность корда, который поддерживает правильную форму покрышки;
  • появляются угрозы для герметичности шины.

Чтобы этого избежать, резину нужно периодически менять. Пятилетний срок — надежный индикатор и повод задумываться для каждого водителя.

Когда нужно заменять покрышки по закону?

Юридическая сторона вопроса принципиальна для многих водителей, ведь за нарушение в этом случае можно получить штраф или более серьёзные санкции. Основной нормой законодательства, применяемой в таких ситуациях, является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Этот документ содержит в себе 8 глав и 19 приложений, поэтому водителей, знакомых с ним в полном варианте, не так много. Однако нас интересует вполне конкретная деталь: замена шин. Согласно упомянутом регламенту, главным критерием нужно считать остаточную глубину протектора — она не должна быть меньше 1,6 мм. Измерить этот показатель легко даже без специальных инструментов. Если ваша резина соответствует этому требованию — вы можете ездить на ней, не боясь штрафов. Однако если вы относите себя к числу внимательных и небезразличных водителей, то помните, что одна лишь глубина протектора не гарантирует безопасности и комфортной езды.

Что влияет на срок службы шин?

Летняя резина сталкивается с множеством негативных факторов. Среди наиболее распространенных

  • трение об асфальт;
  • дорожные ямы;
  • острые камни и железные осколки;
  • составы, которыми обрабатывают дороги;
  • перепады температур;
  • прямые солнечные лучи;
  • перегрузки автомобиля.

Полный список таких проблем внушителен и включает в себя множество индивидуальных моментов. Каждый из перечисленных факторов негативно влияет на срок службы резины, а некоторые вполне могут моментально привести покрышки в негодность.

При этом у летних шин условия эксплуатации обычно значительно хуже. Дело в том, что на покрышки влияют два главных негативных фактора: высокая скорость и высокая температура. Несмотря на то, что эти моменты учитываются в конструкции шин, их износ все равно происходит на постоянной основе.

Есть и еще один фактор, который часто игнорируют при расчетах: условия хранения резины. О них мы более подробно расскажем в следующем разделе этой статьи.

Сколько можно хранить шины без эксплуатации?

ГОСТ 4754-97 не делает различия в этом плане и устанавливает ту же планку — 5 лет. Однако на практике резина часто эксплуатируется и после истечения этого срока. Проблема чаще всего заключается не в сроке хранения зимней и летней резины, а в том, солюдал ли владелец правила. Согласно им, шины можно хранить как с дисками, так и без них. Для каждого случая производители рекомендуют свои правила:

  1. Покрышки с дисками допускается подвешивать или хранить лежа.
  2. Шины без дисков можно хранить только стоя.

Кроме того, производители рекомендуют периодически смазывать покрышки специальными составами и смесями для поддержания их эластичности. Существуют также требования к температуре (от +10 до +35 °C) и влажности в хранилище. Если все условия выполняются, резина вполне может выполнять свои функции и после нескольких лет «простоя». С другой стороны, ее качество лучше проверить самостоятельно в ходе визуального осмотра. Однако помните, что многие повреждения незаметны для невооруженного глаза, а обнаружить их можно с в ходе дополнительной проверки в сервисе.

Как определить, что резину нужно менять?

Первым показателем того, что вам нужно установить новые шины, может быть вибрация при езде. Она достаточно заметна и сильно отвлекает от управления, поэтому игнорировать ее долго не получится.

Вибрация может возникать не только из-за «нерабочих» покрышек, поэтому для решения проблемы лучше обратиться в автосервис.

Если балансировка не смогла устранить вибрацию, то вполне вероятно, что причина — именно в резине. Проблема может быть в износе шин (особенно если он неравномерный) или в их старении. Дело в том, что со временем компаунд, теряет свои свойства и может привести к нарушению формы покрышки.

Еще одна распространенная причина проблем, на которую нужно обратить внимание, — механические повреждения. В некотором смысле с ними проще работать, так как их можно увидеть невооруженным глазом. На баланс шин могут влиять, например, серьезные повреждения боковин, вздутия, глубокие порезы и проколы. Некоторые из таких «травм» можно залечить, но такое решение должно быть временным. Наивно полагать, что покрышки после многочисленных ремонтов будут работать так же, как и новые. Разумется, при качественной починке шины могут прослужить еще достаточно долго, особенно если водитель чаще ездит по городским дорогам на нормальных скоростях. Однако если вы планируете дальнюю поездку, вместо очередного визита в шиномонтаж лучше посетить магазин.

Еще одной причиной проблем и настоящей головной болью водителей является неравномерный износ шин. Если глубина протектора сильно уменьшалась на внешней стороне покрышек, но практически не изменилась на внутренней, хороших новостей мало, а потенциальных проблем сразу три:

  1. Возможно, в шинах было неправильное давление. В результате область контакта с дорогой оказалась меньше, чем необходимо.
  2. Второй потенциальной проблемой может быть нарушение схождения/развала колес. Чтобы его устранить, необходимо обратиться в профильный автосервис.
  3. Протектор должен иметь глубину, соответствующую нормам законодательства, по всей площади . Если на одном из участков она окажется меньше 1,6 мм, водителя могут оштрафовать.

Еще один распространенный дефект, который встречается у шин — это растрескивание. Обычно оно бывает вызвано воздействием на резину прямых солнечных лучей, озона, перепадов температур и веществ, которыми обрабатывают улицы. Свой отпечаток накладывает и неправильное хранение. В результате на резине появляются мелкие трещины, которые легко заметить при близком осмотре. Многие водители не придают им значения, ведь они не вызывают потерю давления в шине. Такая позиция неправильна по нескольким причинам:

  1. Оценить глубину трещины на глаз невозможно. Она вполне может достигать корда. В этом случае на него могут воздействовать вода и различные вещества, содержащиеся в ней.
  2. Трещины со временем становятся глубже. В результате они могут достигнуть корда с течением времени.
  3. Большое количество трещин негативно влияет на прочность шины. Если вы часто отправляетесь в дальние поездки на автомобиле, то покрышка может не выдержать постоянного нагрева, а металлический корд может отойти в неожиданный момент.

Несколько слов о типах шин

На рынке представлены покрышки для различных стилей езды. Многие автовладельцы любят «апгрейдить» свое транспортное средство спортивным шинами. Они создаются из более мягкого компаунда и лучше работают на прогретой дороге при высоких скоростях. Такая резина может помочь, если вы часто ездите на дальние расстояния по федеральным трассам. С другой стороны, мягкий компаунд имеет и свои недостатки, основным из которых является низкая износостойкость. Срок службы у таких шин ниже, а если вы покупаете такую резину с рук, то сильно рискуете. Дело в том, что такие покрышки быстрее теряют свои свойства и чаще лопаются.

Важность правильного давления в шинах

Покрышки сконструированы таким образом, чтобы обеспечивать достаточную площадь контакта с дорогой. Если она будет меньше, то шина не сможет обеспечить надежное сцепление, если больше — будет быстрее перегреваться. Площадь контакта зависит от правильного давления в покрышке. Оптимальные показатели всегда указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Важно заметить проблемы с давлением заранее. Можно полагаться на сигнальную лампу, но лучше проверять показатели самостоятельно с помощью манометра. Если у вас нет этого прибора — обязательно приобретите его.

Резюме

Перед тем, как надевать старую летнюю резину на автомобиль, проведите ее полный визуальный осмотр. Обращайте внимание на следующие факторы:

  1. Износ. Он должен быть равномерным по всей площади шины. При этом на каждом участке протектор должен быть глубже 1,6 мм.
  2. Визуальные дефекты. Обращайте внимание на повреждения: следы порезов, проколов или вздутия, и не рискуйте. Такая резина может выйти из строя, когда вы меньше всего этого ожидаете.
  3. Следы ремонта. Если шина пережила несколько сеансов «терапии» после проколов и глубокий порезов, ее ресурс значительно ниже, чем у новой.
  4. Если вы видите на шине множество небольших трещин, откажитесь от ее эксплуатации.
  5. Проверьте срок годности шины. Если с даты производства прошло 5 лет, рассмотрите вариант покупки новой резины.
  6. Периодически проверяйте давление. Если оно не соответствует требованиям, накачайте шины самостоятельно или в шиномонтаж.

Помните, что попытки сэкономить на шинах могут закончиться плачевно. Они могут вылиться в дорогостоящий незапланированный ремонт автомобиля или в крупное ДТП. Даже если не брать в расчет наиболее серьезные сценарии, то можно отметить, что выход покрышек из строя посреди поездки в любом случае испортит ощущения от нее.

Другие статьи
Во многих случаях течь АКПП через сальники можно устранить без механического ремонта с помощью герметика. Рассказываем, как он работает, и когда его нужно использовать для профилактики.
Течет ГУР? Герметик гидроусилителя руля AGA753T устраняет течь через сальники без механического ремонта.
Рассказываем, что можно долить в систему охлаждения в экстренной ситуации, и в каких случаях пригодится герметик радиатора.
Каждому автолюбителю время от времени приходится устранять загрязнения с поверхностей снаружи автомобиля или в его салоне. Чтобы делать это эффективно и легко, ZiPOWER предлагает салфетки из микрофибры и искусственной замши.
Спойлер: придется мыть, если морозы часто сменяются оттепелями, а вы не успели как следует подготовить автомобиль к зимнему сезону.
Мы используем файлы cookie.