Антифриз обеспечивает работу всей системы охлаждения двигателя в автомобиле. Однако как и моторное масло, он засоряется и испаряется, а срок его годности ограничен. Это может привести к проблемам с ДВС. В этой статье мы рассказываем о том, как работает антифриз в автомобиле, как правильно хранить его перед заливкой и когда нужно менять охлаждающую жидкость. Поехали!
Зачем в автомобиле используется антифриз?
При работе двигатель неизбежно и крайне сильно нагревается. Из школьного курса физики известно, что при повышенной температуре вещества расширяются. То же происходит и с деталями двигателя. Без качественного охлаждения поршни в ДВС расширятся за 20 минут и мотор просто не сможет работать. Чтоб этого избежать, во всех современных автомобилях предусмотрена система охлаждения. Антифриз, он же охлаждающая жидкость, — это основной ее элемент. Именно она отвечает за охлаждение элементов двигателя. Антифриз циркулирует в полостях между цилиндром и стенками двигателя. Система также включает в себя радиатор, помпу для перекачки состава и датчик, который фиксирует температуру и уровень жидкости. Данные с него выводятся на приборную панель. Проблемы в работе системы охлаждения могут привести к быстрому выходу ДВС из строя.
Что представляет собой антифриз и почему возникает необходимость его замены?
Первые системы охлаждения в автомобилях были воздушными, затем для эффективности в них начали использовать дистиллированную воду. В 90-е годы прошлого века начали применять специальную жидкость — «Тосол». На смену ему и пришли современные антифризы. Охлаждающие жидкости должны решать две задачи:
- Обеспечивать хороший теплообмен. Это необходимо для того, чтобы температура двигателя не выходила за рамки нормы даже при повышенных нагрузках.
- Защищать от ржавчины элементы системы охлаждения. Они всегда находятся в контакте с жидкостью, поэтому особенно подвержены коррозии.
Эффективность антифриза в решении этих задач напрямую зависит от его состава и срока его годности. Сегодня выпускают 2 основных типа охлаждающих жидкостей:
- Силикатные. К этому типу относится «Тосол». В состав этого расходного материала входят различные соли неорганических кислот. Свое название данная категория получила за счет силикатов, которые применяются в присадках. Они способствуют образованию на внутренних компонентах системы охлаждения защитной пленки, которая предотвращает коррозию, то есть появление ржавчины. Проблема состоит в том, что присадки на основе силикатов снижают теплопроводность, в результате чего страдает теплообмен. Если в работе двигателя имеются проблемы, использование расходных материалов из данной категории не даст должного эффекта и ДВС все равно будет перегреваться. Это может привести к серьезным проблемам с мотором, на устранение которых владельцу современного автомобиля придется выделить значительные средства. Второй недостаток силикатных антифризов — ограниченный срок годности и хранения. Свою эффективность они сохраняют примерно до 30 000 км пробега, после чего антикоррозийные свойства присадок начинают ухудшаться.
- Карбоксилатные. В отличие от расходных материалов из предыдущей группы, их состав формируется на базе органических кислот. В отличие от силикатных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные более качественные и могут работать в более широком температурном диапазоне. Второе важное преимущество состоит в том, что защитная антикоррозийная пленка образуется только на участках, где уже имеется коррозия и не позволяет ей распространяться. Благодаря этому элементы ДВС не подвержены ржавчине, а теплообмен не ухудшается. Кроме этого, карбоксилатные расходные материалы в целом более стабильны. Срок годности и хранения таких жидкостей достигает пяти лет, а использовать их можно до 200 000 км пробега и более.
Как мы уже отметили, даже в современных антифризах пакет присадок рано или поздно теряет свои технические свойства. После истечения срока годности расходный материал менее эффективно отводит тепло от элементов двигателя и не защищает систему охлаждения от ржавчины. Коррозия со временем может приводить к образованию осадка, из-за которого каналы сужаются и не пропускают достаточно охлаждающей жидкости. Результат — возможный перегрев двигателя при высоких нагрузках или в жаркую погоду, а затем — дорогой ремонт.
Чтобы этого не допустить, охлаждающую жидкость нужно регулярно менять, причем не стоит дожидаться истечения срока годности и хранения. Однако перед этим необходимо учесть несколько нюансов: в ряде случаев антифриз можно просто долить до нужного уровня, в других потребуется полностью слить отработанный расходный материал и промыть всю систему охлаждения. Об этих нюансах мы расскажем далее.
Можно ли использовать в системе охлаждения дистиллированную воду?
Она просто не обеспечивает достаточной эффективности. В отличие от антифриза, дистиллированная вода замерзает при 0 ℃. В большинстве современных радиаторов она быстро превратилась бы в лед. Основой для многих составов является этиленгликоль, который не замерзает даже при -40℃. Кроме этого, дистиллированная вода не обладает достаточной теплопроводностью. Она быстро нагревается и остывает, поэтому не охлаждает двигатель эффективно. Наконец, дистиллированная вода, в отличие от этиленгликоля, не является хорошей основой для пакета присадок и может привести к образованию ржавчины.
Какие варианты антифриза представлены на рынке?
Выбор у автовладельцев достаточно большой. В продаже имеются и силикатные, и карбоксилатные антифризы. К числу популярных относятся
- «Аляска». Антифриз российского производства. Уступает в эффективности многим зарубежным продуктам, но продается повсеместно и не требует существенных затрат на покупку;
- карбоксилатные антифризы от AGA, Lukoil, и других брендов. Эти составы можно найти в специализированных автомагазинах. У каждого продукта есть свои плюсы и минусы, но все они должны быть изготовлены в соответствии с европейскими стандартами. Обеспечивают высокую эффективность на 200 000 километров пробега и более.
В этом разделе мы не можем не затронуть еще одну тему: контрафактная продукция. К сожалению, ее процент может быть весьма высоким в зависимости от магазина. Зачастую покупателям под видом дорогой незамерзайки подсовывают более дешевый расходный материал, а иногда — откровенную подделку. Отличить состав по внешнему виду практически невозможно, а упаковку можно подделать.
Контрафактная незамерзайка обычно быстро теряет защитные технические свойства (или не обладает ими вовсе). Если вы заметили, что антифриз быстро нагревается, охлаждающая жидкость стала более темной, а в системе охлаждения появилась ржавчина и осадок — вас обманули. Некачественный состав лучше заменить сразу, иначе он может привести к перегреву ДВС.
Как купить оригинальный антифриз?
Первый и наиболее очевидный совет — покупать расходные материалы только в доверенных магазинах, а лучше — в крупных сетях. Риск в этом случае значительно ниже, ведь у продавца есть проверенные поставщики, а компания дорожит своей репутацией.
Второй важный совет — обращайте внимание на срок годности и замены антифриза. Если он истекает, купите другой продукт. Мошенники нередко меняют дату производства на более «новую». При этом исправленные цифры могут быть размыты. Если вы это заметили — откажитесь от покупки.
Обязательно обращайте внимание и на упаковку. Крупные производители защищают их от подделки путем размещения водяных знаков, наклеек, кодов и так далее. На сайтах компаний вы всегда сможете найти подобную информацию и проверить подлинность товара.
Когда нужна замена антифриза?
Давайте рассмотрим все случаи, в которых это необходимо.
- При истечении срока годности антифриза. Период, в течение которого охлаждающая жидкость сохраняет свои технические свойства, всегда указан на упаковке. Срок годности антифриза обычно составляет от трех до пяти лет. Производитель дает рекомендации по двум основным показателям: времени службы и пробегу автомобиля. В среднем срок годности антифриза составляет порядка пяти лет для карбоксилатных составов и несколько меньше — для силикатных. В случае с пробегом ситуация похожа. На силикатном антифризе можно проехать до 30 000 километров, на карбоксилатном — до 200 000 километров. Превышать срок годности и замены охлаждающей жидкости, указанный производителем, не следует, так как за основу берутся предельные данные. Поэтому всегда важно знать, когда был залит предыдущий состав.
- При ухудшении защитных свойств антифриза. Во многих ситуациях антифриз перестает выполнять свои функции раньше определённого производителем срока годности. Обычно это случается, если машина эксплуатируется на предельных мощностях и двигатель часто нагревается сильнее обычного. Если в системе охлаждения образуется осадок и/или ржавчина, требуется замена антифриза, а также проверка помпы.
- При образовании пены. Ее не должно быть в расширительном бачке. Образование пены говорит о том, что жидкость не справляется со своими функциями и требует замены.
- Если охлаждающая жидкость поменяла свой цвет. Антифриз со временем становится более темным, так как в нем со временем скапливаются следы ржавчины. Если охлаждающая жидкость имеет оттенок, отличный от оригинального, значит срок ее годности подходит к концу. Однако может быть и так, что расходный материал становится более темным через несколько недель или месяцев после того, как вы его залили. Проблема в таких случаях обычно состоит в том, что вы купили контрафактную незамерзайку или антифриз, срок годности и хранения которого близок к концу. Цвет охлаждающей жидкости может становится более темным из-за попадания в систему охлаждения моторного масла. В этом случае советуем также обратить внимание на крышку расширительного бачка: на ней обычно скапливается эмульсия. Если вы заметили упомянутые проблемы, кроме замены охлаждающей жидкости рекомендуется как можно быстрее провести промывку системы и пройти ТО.
- Если вы добавляли в расширительный бачок дистиллированную воду. К такой мере приходится прибегать, если в дороге уровень антифриза упал ниже допустимого. Охлаждающая жидкость имеет точную формулу, а добавление дистиллированной воды может снизить ее эффективность. На смеси можно доехать до ближайшего автоцентра, после чего рекомендуется полностью слить расходный материал, промыть систему охлаждения и залить новый антифриз.
- Если вы приобрели некачественную продукцию. Это легко заметить, если после заливки охлаждающей жидкости двигатель начал часто перегреваться. В этом случае возникает необходимость замены: старый антифриз необходимо слить, промыть систему охлаждения и залить новый, более качественный. Если этого не сделать, некачественная жидкость может привести к серьезным проблемам с мотором.
Как правильно хранить незамерзающую жидкость?
Помните, что срок годности антифриза не совпадает со сроком хранения. В герметичной таре от производителя охлаждающей жидкость может находиться до пяти лет. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
- Нельзя допускать попадания прямых солнечных лучей на тару с антифризом. Они не только повышают температуру состава, но и могут быть причиной разгерметизации упаковки.
- Правильно хранить антифриз только в заводской таре. Это единственный способ гарантировать герметичность. Использовать другие емкости можно только в крайних случаях.
- Правильно хранить охлаждающую жидкость следует при температуре воздуха не выше +15 ℃. Удачным место для хранения будет гараж, если в нем установлено охлаждение. Он защитит герметичную тару не только от попадания солнечных лучей, но и от перегерева.
- Если вы храните антифриз в открытой канистре или в другой таре, подкладывайте под колбу влагонепроницаемый уплотнитель и плотно закручивайте крышку.
- Осенью и зимой не допускайте переохлаждения жидкости. Оптимальная температура хранения — не ниже +2 ℃.
Если на упаковке указаны другие рекомендации производителя, их также необходимо соблюдать. Если хранить антифриз правильно, он не потеряет своих технических свойств до окончания определенного срока.
Как заменить антифриз в автомобиле?
Начнем с хорошей новости: все манипуляции, в том числе промывку системы охлаждения, можно выполнить самостоятельно, не обращаясь на станцию технического обслуживания. Работать лучше в гаражных условиях, так как в процессе понадобится смотровая яма. Можно также использовать подъемник. Вся процедура займет порядка получаса. Для работы нужно подготовить новую незамерзайку, а также открытую канистру для слива отработанной жидкости. Порядок действий по замене охлаждающей жидкости следующий:
- Машину необходимо установить на подъемник или на смотровую яму.
- Далее необходимо удалить крышку со сливного отверстия расширительного бачка.
- Если система охлаждения в автомобиле снабжена клапаном, его необходимо открыть. Если же вместо него на сливном отверстии установлена пробка, открутите ее.
- Слейте отработанный расходный материал в заранее заготовленную тару. Примерный объем жидкости в системе охлаждения — порядка 10 литров.
- Чтобы полностью удалить старый антифриз, включите печку на максимум и заведите двигатель на 2-3 минуты.
- После сливания жидкости закройте пробку или клапан.
- Залейте новый антифриз в расширительный бачок. Не превышайте отметку MAX.
- Заведите двигатель и дайте мотору поработать 15-20 минут. Когда ДВС прогреется, снова открутите пробку и проверьте уровень антифриза. Если необходимо, добавьте расходного материала до уровня MAX.
Мы настоятельно советуем обращаться в специализированные центры для замены антифриза. Ошибки в процессе могут привести к серьезным ожогам и другим травмам.
Мы надеемся, что в статье смогли ответить на все ваши вопросы о незамерзающих жидкостях. Если вам нужна дополнительная информация, обращайтесь к специалистам АВТОМАГ на сайте или в магазинах нашей сети.